Передача квартиры, являющейся государственной или муниципальной собственностью делается через договор приватизации.
Заключить такой договор – это важнейший этап при передаче жилья. Этот документ обязателен при получении части или всей квартиры во владение.
Что такое и для чего нужен?
Договор о приватизации жилого помещения – это договор между муниципальным органом самоуправления и жильцами, которые проживают в квартире. После процесса заключения экземпляр документа обязательно должен быть в руках владельца квартиры. Процесс регулируется соответствующим Федеральным Законом («О приватизации жилищного фонда в РФ»).
Договор приватизации дает преимущества гражданину, среди них:
- повышение своего благосостояния за счет того, что во владении появляется дорогостоящее имущество;
- дополнительные права на жилье, которые позволяют подарить, обменять или продать его;
- самостоятельное выполнение работ по содержанию квартиры без согласования с муниципальными органами самоуправления.
Приватизация делается на основе принципов. Именно благодаря им процесс приватизации становится возможным:
- бесплатность процедуры приватизации;
- ограниченность сроков, отведенных на приватизацию;
- передача прав на жилье подкреплена договором;
- сделать приватизацию государство разрешает только один раз;
- наличие договора социального найма является обязательным в этом процессе;
- постоянное проживание владельца в приватизируемой квартире.
Форма и содержание договора
Договор о приватизации квартиры как выглядит и что в нем отражено? Документ печатается на стандартных листах А4. Встречается два варианта оформления договора: первый – полностью напечатанный документ; второй – напечатанная форма, в которой часть граф заполняется от руки.
В договоре две стороны – передающая (государственный орган, за которым на данный момент закреплено право) и принимающая (граждане, проживающие в квартире). Итак, как выглядит договор и какие моменты в нем описаны? Обязательно указывать следующее.
- Дату и место составления договора.
- Заголовок документа.
- Информацию о государственном органе, которому принадлежит квартира.
- Информацию о сторонах-участниках договора.
- Тщательное описание недвижимости, в котором указывается площадь жилого помещения, адрес, количество комнат и другие сведения.
- Размер долей участников.
- Права и обязанности сторон.
- Условия расторжения и прекращения.
- Порядок разрешения споров.
- Реквизиты сторон, их подписи.
Как получить?
Оформлением договора занимается Росреестр, это описано в Гражданском Кодексе РФ. Однако первичные действия могут сделать сотрудники МФЦ (многофункционального центра), также есть возможность воспользоваться порталом государственных услуг.
Образец каждого документа может предоставить орган, в который обращается гражданин. Следует учесть, что приватизированной квартирой не может стать та, которая находится в доме под снос.
Порядок оформления
Договор о приватизации муниципальной квартиры оформляется в несколько этапов.
- Гражданин подготавливает документы, которые необходимо предоставить для оформления договора. Частично документы можно получить в государственном органе, куда предъявляется требование о приватизации жилья.
- В БТИ гражданину выдается план помещений.
- Заполняется типовое заявление, где описываются обстоятельства, позволяющие сделать приватизацию бесплатно, номер договора социального найма, реквизиты лица.
- Жилищным отделом выполняется осмотр помещения и проверка поданных документов. Делается это от пяти до тридцати дней.
- Жильцы квартиры ставят подписи в договоре, который предоставят работники муниципалитета.
- С готовым соглашением гражданин обращается в Федеральный реестр, где производится регистрация.
Перечень необходимых документов
Чтобы оформить договор приватизации, обязательно нужно иметь на руках все требуемые документы.
- Договор социального найма жилья. Альтернативный вариант – ордер на вселение.
- Справка о составе семьи.
- Заявление от каждого жильца квартиры. Если кто-то из членов семьи по каким-либо причинам не может прийти лично, документ может подготовить нотариус.
- Справка о праве приватизировать жилье.
- Согласие всех заинтересованных лиц на осуществление приватизации.
- Справка по типовой форме №9.
- Паспорт заявителя.
- Описание квартиры и ее план.
- Соглашение с муниципалитетом.
- Выписка из ЕГРП.
- Доверенности жильцов, которые не присутствуют.
Необходимо предоставить исключительно оригиналы документов. Договор создается в трех экземплярах, все заявления – в двух.
Сроки
Договор приватизации не имеет конечных сроков, он является пожизненным. С момента завершения всех обязательных этапов составления договора заявитель становится полноправным владельцем недвижимости. Возможна продажа жилых помещений, передача в дар, обмен и другие операции, доступные собственникам квартиры.
Сколько стоит?
Договор передачи квартиры в собственность граждан сам по себе бесплатный, но приватизация требует сопутствующих расходов. Есть два варианта приватизации: первый – обратиться в компании, которые берут на себя часть задач и оплатить их услуги; второй – сделать все самостоятельно.
Вне зависимости от выбранного варианта, придется потратить деньги на следующее. Представленные цены усреднены и зависят от региона.
- Госпошлина при регистрации собственности – 2000 рублей. Оплачивается за каждого жильца отдельно.
- План жилого помещения – от 1500 рублей.
- Кадастровый паспорт – от 2000 рублей.
- Справка о составе семьи – 200 рублей.
- Услуги нотариуса – от 1000 рублей.
- Выписка из лицевого счета – 200 рублей.
- Выписка по форме №3 из ЕГРН – 200 рублей.
Порядок расторжения
Если граждане посчитают, что выгоднее проживать в муниципальном жилье, либо процесс приватизации прошел с нарушениями, они могут запросить расторжение договора. Нужно написать заявление в муниципальный орган самоуправления. Подать заявление можно через многофункциональный центр. Если в МФЦ или муниципалитете получен отказ, можно подать иск в суд.
Есть обстоятельства, которые по закону не позволяют гражданину расторгнуть договор.
- Один из участников приватизации несовершеннолетний.
- Кроме данного жилья, у собственника есть во владении другое.
- Квартира является залогом в кредитной организации.
- Один из участников договора не согласен на расторжение.
- После оформления приватизации в квартире зарегистрированы новые жильцы.
Законодательство предусматривает условия, при которых договор может быть признан недействительным. После подписания договора отводится срок в один год, чтобы участники могли подать иск на основании следующих нарушений.
- Один из участников процесса приватизации был введен в заблуждение.
- Среди участников были недееспособные.
- Один из прописанных жильцов не подписал бумаги и не получил долю.
- Договор был оформлен по принуждению.
- Были нарушены права несовершеннолетних.
Что делать если договор утерян и как его восстановить?
Если договор был утерян на приватизированное жилье, гражданин имеет право запросить дубликат у бывшего собственника квартиры. Нужно подать заявление в орган, где был заключен договор, после чего в течение семи дней будет подготовлен дубликат документа. Восстанавливать договор нужно незамедлительно, без него нельзя совершать сделки связанные с отчуждением прав собственности.
Договор на приватизацию квартиры заключается между муниципальным органом самоуправления, который владеет недвижимостью и жильцом, желающим получить право собственности. Приватизация квартиры дает преимущества, главное из которых – возможность самостоятельно распоряжаться жильем. Подготовить необходимые бумаги можно самостоятельно, либо при помощи сторонних организаций, которые предоставляют помощь в приватизации недвижимости.