Право собственности всегда должно и будет подтверждаться документально. И сам факт владения квадратными метрами или землей подтверждает свидетельство о собственности на квартиру. Но как его оформить и оформляют ли сегодня?
Свидетельство о регистрации права собственности
Свидетельство о праве собственности – документ, который и подтверждает таковое каждого гражданина на квартиру, дом. Но как показывает юридическая практика – с 2017 года он не выдается. В силу проведенных изменений его заменяет выписка из ЕГРН – это стадо итогом слияния объединение двух госреестров.
Внешний вид документа
А как выглядит свидетельство о праве собственности? Он представляет собой лист формата А4, в котором указаны следующие данные в виде таблицы:
- О самом объекте недвижимости – площадь, сведения кадастра, этажность дома и этаж квартиры и так далее.
- Указана и форма собственности, дата передачи собственности во владение, на каких основаниях.
- Данные о самом собственнике.
Важно! Также указывают и данные об ограничениях на недвижимость, если такие имеются.
Правоустанавливающие документы – особенности каждого
Говоря о том, какие существуют правовые основы, подтверждающие законное право собственности каждого гражданина на квартиру – к таковым относят следующие.
- Свидетельство о госрегиcтрации. Его стандартная форма была отменена с 2016 года.
- Выписка из Росреестра , как и кадастровой палаты. Если их оформляли вместе со Свидетельством, то они несли в себе только справочную информацию.
- Выписки из ЕГРП – основной акт подтверждения законных владельца прав.
Если правоустанавливающее свидетельство меняется – это не несет за собой изменения установленных прав собственности, как и в порядке проведения сделок. Он только подтверждает право на недвижимость. Отдельное внимание хотелось уделить правоустанавливающим актам.
Правоустанавливающие акты – это двустороннее соглашение, согласно которому происходит процедура перехода/получения собственности. К таковым относят:
- Купля – продажа, когда одна сторона продает за определенную сумму недвижимость, вторая покупает ее и передает взамен денежные средства.
- Передача недвижимости по акту приватизации – государство как первоначальный собственник передает в собственность недвижимость проживающим в нем гражданам.
- Дарственная. Она выражает волю дарителя в вопросе передачи права собственности на определенное недвижимое имущество. И при этом отчуждение идет безоплатно.
- Акт, согласно которому органы местного самоуправления передают жилье по договору социального найма гражданам, отнесенным к определенным категориям семей. Это решение выступает выражением волеизъявления государства.
- Договор, подписанный со строительной компанией о долевом участии владельца по завершении строительства.
Правоустанавливающие и подтверждающие акты – разница.
Суть правоустанавливающих актов – они подтверждают конкретное юридическое действие, например дарение или продажу, передачу в наем, на основании которых и возникает право собственности у владельца. Правоподтверждающие – это государственным акт, подтверждающий существующее право у конкретного владельца на конкретную недвижимость.
Проверка документов на подлинность
Если право владельца подтверждено Свидетельством на право собственности или выпиской из ЕГРП – это половина дела. Важно, чтобы он был подлинным, в противном случае – сама сделка купли-продажи недвижимости будет аннулирована. И первое стоит обратить внимание на то, что в разные года свидетельства, подтверждающие право на жилье могут выглядеть совершенно по-разному. Например, те, которые выдавали с 2015 – печатают на простой белой бумаге, без защитных водяных знаков.
Даже если сам документ выглядит нормально, в соответствии с нормами закона – стоит запросить данные из ЕГРП. Аналогичная выписка должна быть у самого владельца недвижимости, но она будет расширенной, ведь только ее из Росреестра может запросить истинный собственник. Если в документах есть дополнения и дописки, исправления – они должны быть завизированы всеми участниками сделки. Обязательно такие исправления должны быть завизированы подписью, печатью нотариуса.
Важно! Но в любом случае если возникают сомнения в подлинности документа – важно либо отказаться от сделки, либо отдать документ на экспертизу соответствующего профиля экспертам.
Сколько стоит оформление квартиры
В большинстве своем стоимость оформления права собственности на недвижимость ограничена стоимостью государственной пошлины, которую вносит особа в процессе оформления соответствующего документа. Если особа девствует не самостоятельно, а через посредников – тут надо учитывать и размер услуг данных посредников.
Где идет оформление документа
Ранее право собственности на недвижимость оформляли либо у нотариуса или же в центре административных услуг, если говорить о новостройке – оформление идет в местных органах самоуправления, у государственного регистратора, а также нотариуса.
Говоря о оформлении выписки из ЕГРН – она может выдаваться в нескольких государственных органах, но в любом случае все они запрашивают данные в Росреесте. Говоря конкретно об органах, в которых можно заказать выписку – подавать соответствующее заявление и пакет документов можно в следующие инстанции:
- Росреестр – можно подавать заявление непосредственно в одно из его региональных отделений.
- МФЦ – именно они также делают запрос в Росреестр на получение информации о собственнике и недвижимости, отображая ее в соответствующей выписке.
- Он – лайн – легкий и современный способ получения выписки из ЕГРН. Достаточно оформить заявку на сайте Росреестра или же стороннем, посредническом сервисе, который подписал договор с органами исполнительной власти.
Для оформления справки подают комплект обязательных документов – паспорт и заявление, правоустанавливающие документы на недвижимость. Также важно приложить сведения о уплате государственной пошлины, после в сроки от 30 минут и до 3 суток госорганы выдают соответствующую выписку.